НА ГЛАВНУЮ
О DERWAYS
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД
УСЛУГИ
ПРАЙС-ЛИСТ

Тест-драйв » Сделано в России?

Сделано в России?

Факт налицо: вслед за копеечными шмотками, новогодней пиротехникой, одноразовыми елочными гирляндами и прочим ширпотребом сомнительного качества на наш рынок хлынули автомобили из стран, которые мы не так давно называли малоразвитыми и оказывали им «братскую помощь». Помнится, тогда наш могучий автопром собирался стать законодателем мировой автомоды, но увы: за свою 70-летнюю историю он так и не создал почти ничего стоящего, не насытил рынок страны, и ныне в России сформировался спрос на автомобили из стран, где до сих пор самым массовым видом транспорта являются велосипеды. Более того - наш ГАЗ, совсем утратив "собственную гордость", недавно начал собирать и продавать через своих дилеров индийские автомобили Mahindra, в угоду нашему менталитету названные «Маршалами», к разработке коих он не имеет никакого отношения. А малоизвестный автозавод в городе Черкесске - это тоже, между прочим, Россия - не только занимается "отверточной сборкой", но даже сам окрашивает кузова китайских автомобилей неведомой доселе марки Dadi, преподнося их нам под именем Dеrways, тоже не то чтобы очень хорошо знакомым... Может быть, сборка чужих автомобилей из "третьих стран" и станет первым шагом к возрождению нашей автомобильной промышленности? - мы решили выяснить это, а заодно и сравнить двоих "новых русских", вышедших на наш рынок почти одновременно.
Дмитрий Юрасов. Прежде всего хотелось бы определиться с именами - например, можно ли называть "Маршала" "Махиндрой"? Честно говоря, очень хочется, уж больно слово "вкусное", но шильдики на кузове - исключительно "маршальские", и хотя эмблема, украшающая фальшрадиаторную решетку и ступицу руля, не изменилась, стилизованная М может означать и одно, и другое. Кроме того, сзади имеется загадочное обозначение REV116, а дилеры предпочитают прибавлять к названию индекс S5, - что сие означает, опять же, совершенно непонятно. Одно не вызывает никаких сомнений: табличка под капотом сообщает, что этот самый "Маршал" выпущен ГАЗом и является 66-й машиной из первой экспериментальной сотни, распределенной между дилерами Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода.
Оппонент "Мах...", пардон, "Маршала", - тоже полноправный россиянин, ему даже присвоен длинный и скучный цифровой индекс 313120, как какому-нибудь УАЗу. И "носовая" эмблема у него собственная, с логотипом Derways, но и под ней, на мощной балке-"кенгурине", и сзади, на ручке пятой двери, - надпись Dadi, бесхитростно копирующая фирменное написание Audi, - забавно. "В девичестве", будучи "китайцем", этот внедорожник назывался Dadi Shuttle - не правда ли, куда благозвучнее, нежели Derways 313120? Пожалуй, так и будем называть его - "Шаттлом", тем более что название американского космического челнока ему очень даже к лицу: он такой большой, внушительный и нарядный, чистый "янки". Кстати, представитель компании, торгующей в Нижнем такими автомобилями, сообщил нам, что колеса с шинами российское предприятие закупает в Штатах, - те, что предложили китайцы, имели недостаточно солидный размер...
Михаил Бахарев. Да, по внешнему виду в нашей паре однозначно выигрывает "Шаттл", - еще бы, ведь это почти точная копия Toyota Prado последнего поколения! Китайцы настойчиво следуют одному и тому же, давно заученному правилу: все лучшее в этом мире уже создано, зачем ломать голову над чем-то новым, если можно повторить уже готовое? Не думаю, что это сделано с ведома "Тойоты" - ей-то такие "клоны" совсем еще новой модели уж точно не нужны, - а китайцам закон не писан, и соблюдаемые цивилизованным миром законы об авторском праве совсем не мешают им "творить", ведь подать в суд за откровенный плагиат на них можно лишь в том же Китае, и решение суда достаточно предсказуемо... Это все к тому, что китайцам, после уже целого ряда копий автомобилей марок Isuzu, Toyota, Honda и даже Daewoo, опять удалась копия: если, глядя на "Шаттл", не обращать внимания на эмблемы и совсем небольшие внешние отличия, то перед нами - настоящая Prado, да еще и «дорогого» черного цвета. Поэтому на дороге вам обеспечены почет и уважение окружающих, - ну какой здравомыслящий водитель рискнет «хамить» машине, на первый взгляд стоящей минимум 60 тысяч долларов? Хотя ее реальная цена – немногим больше «двадцатки»!
Индийский "Маршал" еще чуть дешевле и явно попроще на вид, зато, в отличие от "Шаттла", в самобытности этой машине явно не откажешь. В подражательстве можно обвинить разве что решетку радиатора, имеющую семь овальных прорезей, как у Jeep, и то здесь они раскосые, выполненные в восточном стиле, куда меньше напоминающие "джиповские", чем, например, у "Хаммера". В остальном же Mahindra похожа на этакий индийский Land Rover Discovery: та же сдержанная мужественность, тот же подъем линии крыши к задней части кузова и соответствующая разновысотность кресел первого и второго ряда сидений внутри салона. Конечно, с технической точки зрения между этими автомобилями пропасть, а салон "Маршала" скорее напоминает интерьер нашей Сhevy Niva – такой же скромный и вместе с тем «веселенький». Особенно это касается сидений - расцветка у них самая что ни на есть «диванная», как-то это несолидно для внедорожника.
Д. Ю. А мне эта несолидность импонирует больше, чем пафос "русского китайца": есть в этом что-то аутентичное, настоящее, несмотря на всю "игрушечность". Да, более короткий и высокий "Маршал" выглядит несколько неуклюжим, каким-то "дутым", и колеса у него не столь внушительные, но ведь и "Шаттл" при ближайшем рассмотрении кажется мне скорее пародией на "Тойоту", нежели копией: и пропорции искажены, и некоторые детали "подгуляли"... Самым красивым из "китайцев" для меня все же продолжает оставаться Great Wall Hover, куда более удачно "маскирующийся" под Isuzu Axiom (хотя от знакомства с ним остались весьма противоречивые впечатления), Mahindra же всем своим видом как бы честно говорит: не принимайте меня всерьез и не ждите особых подвигов, я всего лишь индийский джип, специально созданный для "третьих стран".
Это же касается и интерьера "Маршала", в котором доминирующей фигурой является овал (даже шкалы приборов - не окружности, а эллипсы), и организации рабочего места водителя, с высокой, "автобусной" посадкой и по-"автобусному" же отлогим рулевым колесом, не имеющим регулировок. Впрочем, это не помешало мне вполне приемлемо устроиться на водительском кресле, не слишком мягком и на удивление неплохо спрофилированном, напрягло же другое: левым локтем я "втыкался" в обивку двери, что, с одной стороны, создавало определенные трудности при активной "рулежке", а с другой - вызывало какие-то воспоминания... Да это же "лендроверовская" черта - пусть тесновато, зато соседа правым локтем не задеваешь, а главное - удобно следить за положением передних колес на бездорожье, высунувшись в открытое окно. Только чтобы открыть это самое окно, нужно тянуться к тоннелю - именно там расположены кнопки стеклоподъемников, - нехорошо...
В салоне "Шаттла" господствует совершенно другая идеология, уже знакомая по вышеупомянутому "Ховеру", - как можно больше "понтов" за умеренные деньги. Светлая отделка, обилие "типа дерева", разноцветные жидкокристаллические дисплеи - возможно, все это кого-то и обманет поначалу, но когда дойдет до дела... О качестве материалов я не говорю - оно предсказуемо, - но зачем на кнопке водительского электростеклоподъемника написано Auto, если на самом деле он не имеет доводчика? И почему нарядный дисплей климатической системы "ожил" только минут через двадцать после начала поездки, хотя на улице был не такой уж трескучий мороз?.. Что же касается посадки в "Шаттле", то она более "легковая", чем в "Маршале", и регулировка руля имеется, но я не сказал бы, что она однозначно лучше: сиденье тоже жестковатое, но более плоское, а отсутствие площадки для левой ноги, характерное для обеих машин, в такой позе ощущается острее (спасибо хоть потолок на голову не давит, как в "Ховере"). А еще "китайцу" совершенно не нужна эта массивная подножка - она не помогает забраться в салон, а скорее мешает.
М. Б. Как когда-то говорил почитаемый мною Михаил Жванецкий, наличие в руках фагота или томика Ромена Ролана еще не гарантирует, что перед вами интеллигентный человек; так и у нашего "китайца" - респектабельная наружность не совсем соответствует внутреннему содержанию. На одной чаше весов - любимый мною бежевый цвет отделки салона и обивки сидений (это не кожа, а заменитель, - а вы что хотели за такие деньги?), вполне симпатичная и функциональная «торпеда», на другой - оставляющие желать лучшего сопряжения жестких пластмассовых панелей и "слепые" синие шкалы приборов, обрамленные в коричневую (!) пластмассу, а если включить подсветку... Вы помните, как выглядела ваша новогодняя елка?
Отчасти спасают положение "Шаттла" некоторые современные "примочки", коих лишена Mahindra: двухзонный климат-контроль впереди и вторая климатическая установка с отдельно задаваемой температурой для заднего ряда сидений, а также столь элементарная вещь, как электрические регулировки наружных зеркал (имеющих, кстати, модные встроенные "поворотники"). И эргономика здесь не вызвала у меня особых нареканий: несмотря на минимальный набор регулировок передних кресел - продольная и изменяемый наклон спинки, - их диапазон вкупе с возможностью поднять или опустить руль позволяют не «горбатиться» за рулем.
Передняя панель "Маршала" более лаконична, но не менее функциональна, и все бы хорошо, только вот опять этот синий цвет шкал, - сговорились они, что ли?! Кроме того, не совсем уместно смотрится выкрашенная «под алюминий» отделка центральной консоли, на которой слишком заметны поперечные бороздки от «серебрянки», но все же интерьер "Махиндры" не раздражает: все собрано достаточно добротно, зазоры жестких пластиковых панелей одинаковы и минимальны. Проблема тут совсем в другом – в эргономике: сидишь высоко, близко к рулю, который никак не регулируется, на педали давишь сверху, - на мой взгляд, не только неудобно, но даже небезопасно. Неужели индийцы еще более низкорослы, чем китайцы?
Скорее всего, пространство салона в "Маршале" сильно "зажато" в угоду компоновке машины - семиместной, а то и больше. Два боковых продольных откидных кресла в багажном отделении я бы назвал полуторными: на каждое из них легко усядутся двое детей, а может быть, даже двое не самых упитанных взрослых. Понимаю, Индия - страна густонаселенная, им многоместный салон при довольно скромных габаритах автомобиля просто необходим, но для рослых россиян такая компоновка оборачивается некоторым "ущемлением прав" пассажиров и, что гораздо хуже, водителя. Впрочем, и в России не одни гиганты живут...
Д. Ю. Лично мне разница в пространстве, отведенном пассажирам второго ряда сидений, показалась несущественной, да и доступ к ним на обеих машинах организован сходным, не самым лучшим образом: двери узковаты и открываются на небольшой угол. Да, у "Маршала" вместо отдельной задней "печки" - всего лишь пара дефлекторов в заднем торце облицовки тоннеля, но его единственный отопитель, как мне показалось, лучше справляется со своими прямыми обязанностями, чем оба "шаттловских" (кстати, еще один любопытный пример продуманного минимализма: у "Махиндры" вместо обычных двух "брызгалок" омывателя ветрового стекла - только одна с двумя форсунками, но на эффективность это не влияет). А по соседству с вышеупомянутыми дефлекторами расположена пара емких подстаканников для обитателей заднего дивана - казалось бы, не бог весть какая роскошь, но у "китайца" этого почему-то нет.
Почти полуметровая разница в габаритной длине в пользу "Шаттла" теоретически подразумевает больший объем багажника, и это похоже на правду: "пещера" открывается немаленькая, хотя производитель и дилер не уточняют ее объем. Дополнительные очки китайскому джипу приносит раздельно складывающаяся спинка заднего сиденья, а вот погрузочная высота немного меньше у "Маршала" - и это при том, что под полом здесь расположена полноразмерная "запаска". У оппонента она по-"джиповски" висит сзади, и для того чтобы открыть пятую дверь (она откидывается вверх), нужно предварительно отвести кронштейн с колесом вправо, а у "Махиндры" таким же образом открывается сама дверь. И то, и другое при погрузке-выгрузке неудобно, поскольку сделано не то на японский, не то на английский манер, в расчете на левостороннее движение и, соответственно, расположенную слева обочину. И еще о "запаске": то, что на внедорожниках она вешается сзади, обычно продиктовано стремлением разработчиков повысить геометрическую проходимость, увеличив так называемый угол съезда, - так вот, у "Шаттла" этот самый угол здорово ограничивает торчащая вниз выхлопная труба. Так и подмывает взяться за "болгарку"...
М. Б. О преимуществах того или иного автомобиля в проходимости - как геометрической, так и какой-либо другой - говорить будет не очень корректно, так как они оказались в неравных условиях. Mahindra была в «обувке» совсем не по сезону: рисунок протектора шин неизвестного нам производителя самый что ни на есть шоссейный - с косыми, расходящимися веером канавками для отвода воды, - а в день теста небесная канцелярия послала нам отнюдь не дождь, а снег и гололед. Поэтому для соблюдения хоть какого-то паритета на бездорожье или даже просто в глубокий снег мы не поехали, а просто немного покрутились на заснеженной ровной площадке, поочередно меняя полный привод на задний.
И тут-то выяснилось, что управлять режимами работы трансмиссии "Маршала" - не такое уж простое дело: сначала мы никак не могли отключить полный привод – вроде перемещаешь рычаг «раздатки» в указанное положение, а толку никакого, машина "гребет" всеми четырьмя колесами. Справившись все же с этим раза с пятого и «потанцевав» вволю на ведущем заднем мосту, решили вновь вернуть полный привод, - результат тот же: "Маршал" долго не хотел становиться «проходимцем». Дело усугубляется полным отсутствием какой-либо индикации режимов работы трансмиссии, и в связи с этим вспоминается первая презентация "Махиндры", организованная ГАЗом: на том автомобиле "раздатка" управлялась посредством удобной и информативной ручки-селектора на тоннеле...
У "китайца" с мобилизацией внедорожных возможностей никаких проблем не возникло, зато сразу проявилась другая странность - несколько задемпфированная и тугая педаль газа, имеющая к тому же приличный «люфт». Возможно, это удастся устранить регулировкой привода акселератора, но осадок остался... Возвращаясь же к проходимости, можно отметить, что схема трансмиссии и ходовой части у обеих машин практически одинаковая: передний привод подключается жестко, имеется понижающий ряд передач, задний мост на рессорах, независимая передняя подвеска на торсионах. Кстати, о подвеске: у обоих "новых русских" она работает довольно надежно, неровности дороги практически незаметны, - все же для тяжелых автомобилей в рессорной схеме заднего моста есть положительные моменты.
Д. Ю. Пожалуй, по плавности хода действительно следует признать "ничью", равно как и по управляемости: несмотря на то, что у "Шаттла" рулевой привод немного "острее", реактивное действие у обоих практически одинаковое, а именно - никакое, руль легкий и "пустой". Очень похожи впечатления и от рычагов КПП - большие ходы, средняя избирательность и, конечно же, постоянно присутствующая вибрация, - и от довольно-таки "дубовых" тормозов. А вот в чем "китаец" однозначно выигрывает - так это в качестве шумоизоляции, и здесь в очередной раз хочется вспомнить испытанный ранее Hover. Вообще, временами очень похоже, что "тележки" для всех китайских внедорожников сходят с одного конвейера, а уж потом на них "нахлобучиваются" разные кузова: нравится Isuzu - получите Hover за половину его цены, а если вы фанат "Тойоты" - извольте, "Шаттл" к вашим услугам... Кроме шуток, двигатели у двух "китайцев" совершенно одинаковые, и даже указатели забортной температуры у обоих изрядно привирают из-за непродуманного расположения.
Силовой же агрегат "Маршала" вызвал у меня ассоциацию с автомобилем совершенно другого класса - Renault Modus, отчет о редакционных испытаниях которого опубликован в этом же номере журнала. И дело тут не только в эмблеме на клапанной крышке двигателя, а еще и в том, что в обоих случаях сравнительно небольшой рабочий объем и, соответственно, крутящий момент конструкторы компенсировали очень "короткой" трансмиссией. Как результат, Mahindra довольно шустро разгоняется (а в нашем случае еще и легко срывается в пробуксовку "благодаря" скользким шинам), но заставить ее ехать быстрее "сотни" трудновато - вот если бы сюда еще парочку повышающих передач вдобавок к имеющимся пяти... А расход топлива в загородном режиме вполне сравним с аппетитом нового Jeep Grand Cherokee, оснащенного движком втрое более мощным, в связи с чем снимаю шляпу перед производителем, честно указавшим это в таблице технических данных. Для "Шаттла" такие цифры не приводятся, а зря - по ощущениям он кажется экономичнее.
М. Б. Конечно, это неплохо для внедорожника: хочешь - трогайся со второй передачи, хочешь - ползи на первой на холостых оборотах, и даже пониженный ряд в большинстве случаев не нужен. Но, несмотря на отличный двигатель Renault, для быстрой езды "Маршал" не годится: обгон на скорости порядка 90 км/ч превращается в подвиг, требующий точного расчета и железной выдержки. Однако в городе Mahindra выглядит автомобилем вполне органичным, собранным и вызывающим доверие, а вот Derways... Лицензионный, как уверяют китайцы, двигатель Mitsubishi имеет на 400 "кубиков" больший объем по сравнению с "Маршалом", 10-сильный выигрыш в мощности и "лишних" 5 Нм крутящего момента, но это как-то не чувствуется: разгон, если не выкручивать мотор «в звон», получается довольно вялым. При выходе на скорость порядка 40 км/ч я отметил вибрацию всего кузова, очень похожую на резонансную и пропадающую после 60 км/ч. Передачи переключаются не особо четко, но все же легко, при этом левая нога постоянно остается на педали сцепления: площадки для нее не предусмотрено, а поставить ногу просто на пол не дает очень широко разнесенный педальный узел. Вкупе с вышеупомянутой странностью привода акселератора все это лишает поведение машины целостности, а водителя, не успевшего тут "присидеться", - уверенности в своих силах.
На самом деле не все так страшно: никто и не ожидал от автомобилей с такой родословной безупречных манер "Мерседеса" или BMW, а большинство указанных проблем "лечится" простым привыканием. На мой взгляд, главная их проблема - цена: да, они гораздо дешевле европейских, японских и корейских "одноклассников", но для массового спроса в России все же дороговаты. По крайней мере, заметно дороже последних разработок УАЗа (больше сравнивать не с чем: «Шеви Нива» относится к другому классу, а ГАЗ-3106 не дожил до конвейера), коим машины из Китая и Индии могли бы стать реальной альтернативой. Как и у продукции отечественного автопрома, технический уровень "Маршала" и "Шаттла" не дотягивает до современного мирового, а уровень безопасности пока вызывает больше вопросов: у обоих нет ни АБС, ни подушек, а результаты первых краш-тестов китайских машин (других моделей) повергают в шок. Пока неясна ситуация и с качеством этих машин, их надежностью, будущим сервисом и запчастями, - так зачем же тогда платить больше?
Д. Ю. Убежден, если бы мы сравнивали любую из этих машин с "нашемарками", она бы выиграла, как говорится, в одни ворота (хотя о российской сборке не давали забыть мелочи типа вышедшего из строя очистителя стекла пятой двери на "Махиндре" и упорно не желавшего закрываться лючка бензобака на "Дервейсе"). Что касается цены, то платим же мы 13-15 тысяч долларов за Ford Focus всеволожского производства, да еще и в очереди стоим по полгода, а тут - здоровенные джипы всего за 20 тысяч! Если быть точным, за "Маршал" просят 579,5 тысячи рублей, а за "Шаттл" - 664 тысячи, но ведь он и укомплектован богаче, и выглядит куда как дороже; тут одного хрома в отделке на добрую штуку баксов... А если серьезно, то можно только порадоваться появлению двух новых внедорожников российского производства: чем больше будет выбор конкурирующих между собой автомобилей, хороших и разных (наших подопытных, чего греха таить, пока хочется отнести ко вторым), тем в более выигрышном положении будем мы, потребители. Вот мне, к примеру, никогда не накопить денег на "настоящий" новый джип Toyota или Land Rover, а на машину вроде "Маршала" или "Шаттла" - глядишь, к пенсии и наскребу. Тем более что к тому времени наверняка решатся многие проблемы и с качеством, и с безопасностью, и с сервисом, да и цены, может быть, станут более привлекательными... Но пока предпочту позицию стороннего наблюдателя, а сам поезжу на "Форде".
© ООО "Биг Авто" 2006 г.
контакты | схема проезда